ОНОШКИ: любопытные факты












Земянин шляхтич Павел Ванькевич герба Лис владел имением Тышковичи Новогрудского повета, на котором в 1599 году обеспечил своей жене Анне урожденной ОНОШКО посаг в 100 коп грошей литовских. Посагом называлось приданое невесты. Чтобы уберечь его от растраты в браке и обеспечить вдову в случае смерти мужа, супруг отдавал в залог семье часть своего собственного недвижимого имущества, равную по ценности приданому своей супруги. То есть эта часть его имущества не могла быть продана либо обременена долгами без согласия жены.
В то время волока земли (21,36 га) стоила от 10 до 20 коп грошей.
_________________________
 
В актовых книгах магистрата (администрации) города Могилева семья ОНОШКО (в могилевских актах эту фамилию чаще писали как "ОНОСКО") фигурирует уже в XVII веке. Представители рода упоминаются в инвентаре города Могилева от 1604 года как торговцы медом. 
В 1661 году в связи с активным участием в восстании против дислоцировавшегося в Могилеве русского гарнизона ОНОШКИ были признаны в шляхетском достоинстве.
Шляхетный пан Григорий Яцкович Оноско в 1685 году был судебным заседателем в могилевском магистрате, держал в городе торговые лавки.
Ларион Григорьевич и Афанас Григорьевич Оноски избирались ответственными за финансовые дела города.
Роман сын Афанаса ОНОСКО (ОНОШКО),  уже в конце XVII века стал хозяином постоялого двора. После смерти в 1706 году бурмистра Могилева Малахия Андреевича Гуторовича Казкевича, который приходился Роману дядей по линии матери, получил от него наследство. В своем завещании, составленном на польском языке, Гуторович Казкевич указал: "Маринке, сестре, что была за Оноско Афанасим, вдове, злотых шестьсот; сынам ее Енджею, а более всего Роману, ибо Роман мою душу не забудет помянуть, тогда две тысячи". 
В 1717 г. Роман Оноско за долги завладел фольварком Любуж с деревней Брыли в предместье Могилева. На протяжении нескольких лет он занимал должности судебного заседателя, торгового посланника (переговоры велись с царем Петром I в Воронеже, с гетманами украинскими), советника при магистрате, подстаростего могилевского купеческого дома. Наконец в 1727 году шляхетный Роман ОНОСКО был избран бурмистром города Могилева, то есть вторым лицом в администрации после войта.

В 1747 году бурмистр Роман Оноско был вынужден покинуть свой пост по состоянию здоровья. Его место в могилевском магистрате занял сын - шляхетный пан Габриель ОНОСКО (ОНОШКО). Будучи советником магистрата, в 1758 г. он выдвигался делегатом на Варшавский сейм. 
После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году, Габриель ОНОШКО был избран войтом  –  главой губернского магистрата города Могилева.
В Могилеве на древнем Машековском кладбище, где хоронили людей из привилегированных слоев общества, находится могила представительницы рода ОНОШКО герба Яцына. Это самое старое из найденных на кладбище захоронений датировано 1781 годом. На плите – инициалы погребенной и стихотворная эпитафия на польском языке. По всей вероятности, аббревиатура расшифровывается следующим образом:
A. O. А.Оносковая; W. M. войтовая городского; G. M. губернского магистрата, то есть жена войта.
Tu leży
A. O./ W. M./ G. M.
Spoyrzy proszę ktokolwiek ile idzy jdziesz tędy
Zwłoki leżą spróchniałe Onoskowey kędy
Nie dzyw się jeno że mne śmierć odkryła wrota
Boska wola dopełniła ksiąg wiecznych żywota
Lecz mów kto imi
ę będziesz czytał moje:
Niech jey Duszę obeymą Niebieskie Podwoje
1781 Roku Mca 7bra 21 Dnia
Pogrzebiona

Этот дом, который жители Могилева до сих пор называют "дом Оношко", был построен на рубеже XVII и XVIII веков. В ту пору он был лучшим каменным строением города. В 1780 г. здесь, "в доме польского купца", останавливался австрийский император Иосиф II в ожидании встречи с российской императрицей Екатериной II: "Квартира отведена была въ каменномъ дву-этажномъ доме гражданина Оноско". В архивах сохранились сведения, что позднее арендовавшее это здание Могилевское Дворянское Собрание через своего маршалка вносило плату за аренду "Ихмость Панам Оношкам"



СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА СЕМЬИ ОНОШКО (ОНОСКО) В ГОРОДЕ МОГИЛЕВЕ СОГЛАСНО "РЕВИЗИИ ВСЕХ ЖИЛЫХ ДОМОВ И САДОВЫХ ОГОРОДОВ ГОРОДА", ПРОВЕДЕННОЙ В 1745-1746 ГОДАХ

___________________________




________________________ a

В имение Гинтелишки Тельшевского повета в 1782 г. был прислан комиссаром или управляющим некий ОНОШКО, который имел молодую и очень красивую жену.
Поскольку она не показывалась перед крестьянами, люд, снедаемый любопытством и желанием вознаградить новых управляющих, просил, чтобы Пан комиссар назначил день для посещения красавицы. Смекалистый ОНОШКО сумел извлечь пользу из добродушной простоты мужланов. В объявленный заранее праздничный день комиссарша уселась за столик с подготовленными подносами; крестьян предупредили, что Пани очень деликатна и не выносит толчеи, поэтому в покои надо заходить по одному. Мужики и бабы, глядя на такое редкое зрелище, подавали в дар деньги: подносы наполнились серебром и золотом. Видимо, этот люд не знал бедности.
_______________________
 в

_______________________

В 1905 году в Император Николай II издал Указ "Об укреплении начал веротерпимости", что позволило впервые после восстания польской шляхты 1863 года проводить в Российской Империи масштабные торжества по случаю католических праздников.
Вот что об этом писали польские газеты:
Праздник Божьего Тела в Могилеве, 1907 год


"После сорокачетырехлетнего перерыва в губернском городе Могилеве вновь отмечался праздник Божьего Тела с процессией от одного костела к другому. Это был памятный и радостный день. Собрались католики из города и околиц, а кроме того, накануне торжеств за 39 верст прибыли паломники из ближайшего филиального костела. Когда двигались с ксендзом во главе, навстречу им с хлебом и солью выходили даже православные. Могилевчане вышли заранее и приветствовали паломников за несколько верст до города. Когда путники наконец вошли в город, их встретило множество православных и евреев и проводило до самого костела. Перед костелом ксендз декан Зелинский сердечно обратился к путникам, которые слезами омыли пыль, покрывающую их лица.
Назавтра, в праздник Божьего Тела, процессия двинулась из Кафедрального костела в Фарный. Католиков было до пяти тысяч человек и гораздо больше иноверцев, которые собрались со всего города, чтобы посмотреть на праздник, который здесь уже почти никто не помнил. Порядок был идеальный. Было 10 ксендзов; возглавлял службу ксендз декан Зелинский. Балдахин несли: доктор Щербинский, два чиновника и один владелец имения из околицы. Это была эмоциональная процессия; на лицах ее участников светилось неописуемое счастье; у многих были на глазах слезы, но не слезы боли, а слезы радости. Пожилые люди вспоминали, что когда в 1863 году проходила последняя процессия, вдоль дороги стояли боевые орудия. А после ксендзу нельзя было высунуть головы из костела, выйти он мог, пожалуй, только когда сопровождал умершего на кладбище. И то идти можно было лишь одному. Ну вот, наконец, Великий Государь указом о свободе веры отменил это притеснение.
В понедельник ксендз, который пришел с паломниками, отправил Святую Мессу, после чего все ксендзы проводили путников до ворот костельного кладбища, где ксендз декан Зелинский благословил их и поблагодарил за прибытие. Могилевчане проводили паломников за город, а несколько человек присоединилось к ним. Теперь они шли другой дорогой, и снова их встречали православные. На полдороге владелец имения, ОНОШКО, пригласил всех на обед, а было людей около полутора сотен. В одиннадцатом часу вечера добрались до цели. Ксендз Мизинский, управляющий филиальным костелом, не думая о себе, распорядился накормить голодных, и сразу же все пошли в костел поблагодарить Господа за счастливое окончание паломничества. Почти все остались на ночь, так как жили далеко. Разошлись только назавтра утром после Святой Мессы. Одна женщина, которая преодолела 50 верст, чтобы присоединиться к процессии, по возвращении говорила, что при жизни побывала на небесах, и не могла вспоминать процессию без слез на глазах".
_____________________


         Из Приднепровья

Большое впечатление произвело в недавнее время в Киеве супер-оригинальное дело, которое рассматривал местный окружной суд; впечатление произвело прежде всего потому, что землевладельцы «юго-западных» губерний польского происхождения действительно имели основание опасаться, что оно может стать прецедентом для других процессов подобного рода и – приговоров.

Итак, три брата Лоськевичи, унаследовав от отца владения, решили распорядиться им так, чтобы два старших поделили между собой недвижимость, а младший, будучи по профессии инженером и не являясь специалистом в сельском хозяйстве, получил часть наследства деньгами. Вышеописанный дележ был оформлен в присутствии одного из киевских нотариусов; однако окружной суд вопреки ожиданию отказал панам Лоськевичам в праве владения недвижимостью.
Свое решение суд мотивировал якобы четкой в этом отношении формулировкой указов от 10 декабря 1865 г. и 27 декабря 1884 г., а именно: вышеназванные указы отстраняют «лиц польского происхождения» от права приобретения земельной недвижимости в «западном крае». А в данном случае Лоськевичи стремятся обойти названные указы, приобретая часть владений, от которых отказался их младший брат...
На этот приговор Лоськевичи подали апелляцию в судебную коллегию, от которой зависит выяснение всего этого дела и, видимо, вынесение приговора иного содержания. Вообще, нам кажется, что приобретение наследниками части владений не может противоречить указам от 10 и 27 декабря; это четко оговорено в ст. 1254 гражданского кодекса и многократно разъяснялось в сообщениях сената.

Тем не менее, до вынесения приговора киевской судебной коллегией, местный окружной суд выдал в последнее время несколько аналогичных вердиктов, а именно, в делах также о праве владения имуществом не всех наследников, а только определенного их количества. Упомянем здесь процессы следующих семейств: Жмиевских, ОНОШКО, Квасьневских и других.
_______________________


В Январском восстании 1863 года на территории Королевства Польского, Северо-Западного края и Волыни деятельное участие приняла местная полиция: большинство полицейских польского происхождения сражалось с российскими военными отрядами.
В связи с этим после подавления восстания на территории Польского Королевства было создано особое полицейское формирование – земская стража, в состав которой входили офицеры и нижние чины, называемые стражниками. Стажники набирались из знающих грамоту военнослужащих в отставке и запасе. Уроженцев Польши среди нижних чинов земской стражи не могло быть более одной десятой части. Стражники, которые были женаты на польках, посылались в регионы, отдаленные от места проживания семьи супруги. 
Кроме борьбы с преступностью, на земскую стражу была возложена обязанность ликвидации нелегальных польских школ, поскольку польский язык в бывшем Польском Королевстве был под запретом. Однако, благодаря высокой коррупции среди полицейских чинов, существовало большое количество образовательных кружков, начальных и даже средних школ с польским языком обучения.

Метрика свидетельствует, что в 1897 году в предместье Варшавы - местечке Прушкове проживал со своей семьей земский стражник Антоний ОНОШКО.
_________________________
 z

_________________________




                               Печать шляхтича герба Яцына


















































Комментариев нет:

Отправить комментарий